Загадка Штрафа Пиастри: Почему Судейство F1 Снова Под Огнем Критики

Новости спорта » Загадка Штрафа Пиастри: Почему Судейство F1 Снова Под Огнем Критики
Preview Загадка Штрафа Пиастри: Почему Судейство F1 Снова Под Огнем Критики

Гран-при Великобритании 2024 года подарил зрителям немало драматичных моментов. От переменчивой погоды до напряженной борьбы на трассе, гонка на Сильверстоуне держала в напряжении до самого финиша. Однако, как это часто бывает в Формуле 1, после клетчатого флага обсуждение переместилось из динамики гонки в область решений судей. В центре внимания оказался штраф, наложенный на пилота McLaren Оскара Пиастри, который стоил ему потенциальной победы. И это решение вызвало не только разочарование в стане McLaren, но и открытое недоумение со стороны Макса Ферстаппена и руководителя команды Red Bull Кристиана Horner, усмотревших в нем знакомые черты inconsistency.

Инцидент под машиной безопасности

Ключевой момент произошел на 21-м круге. После выезда машины безопасности из-за инцидента с Кевином Магнуссеном, пелотон готовился к рестарту. Во главе каравана находился Оскар Пиастри. В момент, когда огни на Safety Car погасли, сигнализируя о его уходе в боксы, Пиастри, как лидер, должен был контролировать темп. Однако, по мнению стюардов, он «внезапно замедлился», применив тормозное усилие в 59.2 psi. Следовавший за ним Макс Ферстаппен, по его словам, оказался несколько сбит с толку этим действием, едва не опередив McLaren, а спустя считанные мгновения и сам совершил ошибку, потеряв контроль над своей машиной и развернувшись. Это отбросило действующего чемпиона мира на 10-е место, откуда он смог подняться лишь до пятого.

10 секунд, изменившие расклад

За свое действие Пиастри получил 10-секундный штраф. Хотя на финише он пересек черту первым, этот штраф опустил его на вторую позицию, уступив победу своему напарнику Ландо Norris. Решение, безусловно, болезненное для молодого австралийца и всей команды McLaren, которая активно включилась в борьбу за лидирующие позиции в чемпионате.

Дежавю в стиле F1: Параллели с Канадой

Ситуация на Сильверстоуне мгновенно напомнила многим инцидент, произошедший на Гран-при Канады месяцем ранее. Там Джордж Расселл из Mercedes, также следовавший за машиной безопасности в группе лидеров, предпринял ряд «неровных» маневров, которые, по мнению Red Bull, были направлены на дестабилизацию следовавшего за ним Ферстаппена. Red Bull тогда подал протест, но стюарды отклонили его, аргументировав это тем, что тормозное усилие Расселла (30 psi) было значительно меньше, чем у Пиастри в Великобритании, и не было признано «непредсказуемым».

«Я узнал о его (Пиастри) штрафе только после гонки», – прокомментировал Макс Ферстаппен. «Никто не сказал мне об этом во время гонки. Дело в том, что подобные сценарии происходили со мной уже несколько раз. Я просто нахожу странным, что теперь Оскар внезапно стал первым, кто получил за это 10 секунд». На вопрос, считает ли он ситуацию Пиастри отличной от ситуации Расселла, Ферстаппен лаконично ответил: «По мнению стюардов – да».

Кристиан Horner был более прямолинеен: «Я не удивлен, что он (Пиастри) получил штраф. Именно этого мы и ожидали. Вероятно, более удивительно, что Джордж не получил штраф в Монреале, честно говоря. Но это так. К сожалению, с этого момента наша гонка пошла по другому сценарию».

Версия McLaren: «Было жестко»

В McLaren, естественно, придерживаются другой точки зрения. Сам Оскар Пиастри заявил, что считает штраф неоправданно суровым, настаивая, что действовал точно так же, как и при предыдущем рестарте машины безопасности ранее в гонке. Он также подчеркнул, что огни Safety Car погасли «чрезвычайно поздно», что оставило лидирующему пилоту очень мало времени для подготовки к рестарту.

Руководители команды McLaren, Зак Браун и Андреа Стелла, полностью поддержали своего гонщика. Браун отметил, что поздний уход Safety Car и одновременное торможение Пиастри и ускорение Ферстаппена могли создать иллюзию более резкого замедления, чем было на самом деле. Он добавил, что в мокрую погоду пилоты часто активно используют тормоза для прогрева шин, применяя усилие до 130-140 psi, что делает инцидент Пиастри в контексте 59.2 psi менее выдающимся. «Когда речь заходит о таких штрафах, всегда есть элемент субъективности», – подытожил Браун.

Андреа Стелла подтвердил, что McLaren предоставила гоночной дирекции свои данные и мнение о том, что Safety Car был отозван слишком поздно. «В целом, мы считаем, что штраф был жестким», – сказал Стелла. «Но мы проанализируем данные. Как обычно, посмотрим, сможем ли извлечь из этого какие-либо уроки. На данный момент мы мало что можем сделать. Приходится это принять».

Влияние на гонку и чемпионат

Хотя Макс Ферстаппен отказался напрямую винить инцидент с Пиастри в своем последующем развороте (связав его скорее с холодными шинами и настройками болида для низкого прижима в дождевых условиях, хотя Horner имел иное мнение), нет сомнений, что оба события существенно повлияли на исход гонки. Пиастри потерял победу, а Ферстаппен – шансы побороться за подиум. При этом отрыв Пиастри в личном зачете от Ландо Norris сократился до восьми очков.

Эта ситуация в очередной раз поднимает острый вопрос о consistency (последовательности) в судейских решениях Формулы 1. Когда схожие или, по крайней мере, интерпретируемые как схожие инциденты в короткий промежуток времени получают совершенно разную оценку, это неизбежно вызывает критику со стороны команд, пилотов и болельщиков. Мир «королевских гонок» сложен и многогранен, и четкость правил, а главное – предсказуемость их применения, остаются ключевыми элементами для сохранения спортивной справедливости и предотвращения ненужных споров. Инцидент Пиастри, безусловно, добавил масла в огонь дебатов о том, насколько прозрачны и последовательны решения тех, кто следит за порядком на трассе.