
Теперь очередь Юки Цуноды занять место, которое его новый босс регулярно называет “самым сложным местом в Формуле 1” – быть напарником Макса Ферстаппена.
После неспокойного, но необычайно короткого пребывания Лиама Лоусона во втором болиде Red Bull в начале нового сезона, Цунода занимает его с третьего этапа в эти выходные, который, по совпадению или нет, приходится на его домашний Гран-при Японии в Сузуке.
Для Цуноды это повышение – шанс наконец доказать то, о чем он говорил всем уже некоторое время – что он готов бороться в лидерах Формулы 1.
Для Red Bull, несмотря на весь шок и критику, сопровождавшие их резкую смену пилотов так рано в сезоне, уик-энд в Сузуке даст им первый шанс начать выяснять, правильно ли они поступили, заменив Серхио Переса на второго пилота со второй попытки.
Почему Цунода считает, что его шанс запоздал
Еще в июле прошлого года, когда свежие слухи начали кружиться вокруг будущего Переса на фоне нового спада в форме мексиканца, Цунода впервые начал по-настоящему публично выражать разочарование тем, что, по его мнению, ему не дают справедливой возможности подняться по карьерной лестнице Red Bull.
В то время японский гонщик проводил свой четвертый сезон в младшей команде и явно стал более зрелым и стабильным пилотом по сравнению со своими первыми днями в команде, при этом его склонность к диким инцидентам на трассе, ошибкам и радио-вспышкам стала встречаться реже.
Постоянно прогрессируя рядом с более опытным Пьером Гасли после того, как изначально уступал французу в свой дебютный 2021 год, Цунода выдержал новый вызов голландца Ника де Вриса за 10 гонок в начале 2023 года и теперь регулярно превосходил восьмикратного победителя гонок Даниэля Риккардо.
Рекорд Цуноды в Racing Bulls
Старты в гонках: 89 (DNS x3)
Лучший финиш: 4-е место
Финиши в очках: 27
Лучшее место на стартовой решетке: 3-е место
Выходы в Q3: 31
Лучшее место в чемпионате: 12-е (2024)
Риккардо вернули в состав Red Bull в предыдущем году после того, как McLaren отказалась от его услуг, в качестве своего рода страховки на случай, если старшей команде потребуется опытная замена для все более нестабильного Переса. Но Цунода регулярно опережал его в квалификациях и гонках.
“Очевидно, я чувствую себя готовым, по сравнению с последними тремя годами, бороться против топ-команд, за более высокие позиции, даже с Максом или кем угодно”, – сказал Цунода на Гран-при Венгрии в прошлом году. “Но в конце концов, именно они будут решать, и это не то, что я могу контролировать. Поэтому я просто сосредотачиваюсь на том, что должен делать”.
Он также назвал “странным” предположение о том, что в тот момент Red Bull могла вместо этого выбрать повышение неопытного Лоусона, который участвовал в пяти гонках вместе с Цунодой, заменяя травмированного Риккардо в сезоне 2022 года, но в настоящее время был их резервным пилотом.
Четыре месяца спустя, в ноябре, когда устойчивый спад формы Переса сделал его положение рядом с Ферстаппеном все более несостоятельным по мере того, как сезон подходил к концу, и когда Лоусон стал его постоянным напарником по команде после того, как Red Bull поставила крест на эксперименте с возвращением Риккардо, разочарованный Цунода более настойчиво заявил о своем праве на повышение в 2025 году.
“Я всегда говорю, что определенно заслуживаю этого места. Больше мне сказать нечего. Это зависит от них”, – сказал он. “Всякий раз, когда они присылают ко мне своих пилотов, чтобы победить меня, я просто продолжаю их уничтожать. Так что я и собираюсь делать”.
Рекорд Цуноды против напарников по команде
Пьер Гасли (2021-2022)
Квалификация Гран-при: 10-34
Гран-при: 12-31
Общие очки: 44-133
Ник де Врис (2023)
Квалификация Гран-при: 8-2
Гран-при: 8-2
Общие очки: 2-0
Даниэль Риккардо (2023-2024)
Квалификация Гран-при: 16-9
Гран-при: 12-12
Общие очки: 37-18
Лиам Лоусон (2023-2024)
Квалификация Гран-при: 9-2
Гран-при: 5-5
Общие очки 8-6
Исаак Хаджар (2025)
Квалификация Гран-при: 1-1
Гран-при: 0-1
Общие очки 3-0
Отчасти благодаря убеждению спонсоров Honda, Цунода в итоге получил шанс протестировать основную машину Red Bull впервые на постсезонной сессии в Абу-Даби в начале декабря, хотя к тому времени уже было почти общеизвестно, что Перес уходит, а Лоусон получит место.
Так и произошло несколько дней спустя, что, казалось, навсегда закрыло для Цуноды путь в основную команду – особенно с учетом ухода спонсоров Honda в Aston Martin в конце 2025 года.
Но масштабы трудностей Лоусона в первые две недели нового сезона и спешка, с которой Red Bull действовала после второго этапа в Китае, чтобы произвести замену, изменили все.
Что ждет Цуноду в Сузуке?
Первое, что Цунода, очевидно, захочет как можно быстрее освоить в свой дебютный уик-энд – это болид RB21, который, как, похоже, признают в Red Bull, даже Ферстаппен, в данный момент является сложной машиной для управления.
В отличие от Лоусона, Цунода не будет иметь преимущества предсезонных тестов, от которых можно отталкиваться, поскольку 24-летний гонщик впервые сядет за руль RB21 в реальной жизни, когда загорится зеленый свет для первой тренировки в пятницу утром.
Пока неизвестно, дебют за главную команду на домашнем этапе станет помощью или помехой, хотя, с положительной стороны, Сузука, безусловно, трасса, которая Цуноде абсолютно не нуждается в представлении.
В своих трех выступлениях в Формуле 1 там, на данный момент, он ни разу не квалифицировался ниже 13-го места за Racing Bulls и финишировал 10-м на прошлогоднем Гран-при, заработав свое первое домашнее очко.
Излишне говорить, что единственный нынешний японский гонщик Формулы 1 получит огромную поддержку на родине.
На, казалось бы, более послушной, хотя и менее конкурентоспособной машине, чем та, на которой он теперь будет выступать, Цунода также хорошо начал новый сезон в Racing Bulls, квалифицировавшись в первой десятке во всех трех квалификационных сессиях и набрав очки, заняв шестое место в спринте в Шанхае.
Действительно, его результат в три очка почти наверняка был бы выше, если бы не стратегические просчеты Racing Bulls в двух Гран-при на данный момент.
Цунода провел подгонку сиденья и время на симуляторе на базе Red Bull в Милтон-Кейнсе на прошлой неделе, прежде чем вылететь в Японию, но именно на трассе в течение трех часовых тренировочных сессий в преддверии субботней квалификации в Японии он по-настоящему поймет, с чем ему предстоит работать.
Эти сессии будут посвящены укреплению уверенности в машине и налаживанию прочных рабочих отношений со своей новой командой и коллегами. Ранний импульс, который оказался таким неуловимым для несчастного Лоусона.
Каких результатов будут ожидать от Цуноды?
Хотя события последней недели подчеркнули, что время определенно имеет значение в печально известной безжалостной программе Red Bull по подготовке пилотов, руководство команды почти наверняка не будет ожидать от Цуноды сразу – если вообще когда-либо – того, что он будет соответствовать быстрому и неумолимому темпу чемпиона мира Ферстаппена.
Так какова же на самом деле роль второго пилота Red Bull прямо сейчас?
Комментатор Sky Sports F1 Дэвид Крофт сказал: “Думая на долгосрочную перспективу, если Юки получит долгосрочный контракт, он должен приблизиться к Ферстаппену на пару десятых секунды в квалификации.
“Он должен набирать стабильные очки и быть готовым воспользоваться шансами, когда они появятся на его пути.
“Пока не думайте о том, чтобы победить Ферстаппена, хотя я уверен, что Юки очень хотел бы это сделать. Макс – лучший гонщик в пелотоне на данный момент – у него не лучшая машина, но он лучший гонщик в пелотоне”.
Несомненный талант Ферстаппена и неизменно впечатляющие результаты, которые действующий четырехкратный чемпион мира способен выжать из сложного болида Red Bull – благодаря чему он занимает второе место после Ландо Норриса из McLaren в ранней таблице чемпионата пилотов 2025 года – вот почему босс команды Кристиан Хорнер регулярно называет место, которое сейчас занимает Цунода, самым сложным заданием в пелотоне.
“Юки нужно играть гонку, а не напарника по команде”, – советует Крофт о том, как подходить к роли напарника голландца.
“В дартс, скажем, вы играете против Люка Литтлера, вы играете не против человека, вы играете в доску, от 501 до двойного финиша как можно быстрее и забудьте о том, против кого вы играете.
“Юки нужно забыть о том, кто его напарник по команде, просто выйти и сделать максимум, на что он способен, в каждой сессии, в каждой квалификации и в каждой гонке.
“Это, возможно, ослабит давление, под которым он сейчас окажется, потому что существует огромная разница в давлении между гонками за Racing Bulls – несмотря на то, что он выступает очень хорошо и ему очень не повезло не набрать очки в первых двух гонках – и гонками за Red Bull, которые ожидают побед, поулов и чемпионств”.