Ситуация с штрафными баллами в Формуле 1, введенная для дисциплинирования пилотов на трассе, внезапно добавила нешуточного драматизма в текущий сезон. В центре внимания оказался никто иной, как действующий четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен. После спорного инцидента на недавнем Гран-при Испании он оказался в крайне рискованном положении: всего один штрафной балл отделяет его от автоматической дисквалификации на одну гонку.
Как Ферстаппен оказался на грани?
Ключевым моментом стал финал гонки в Испании. Столкновение с Джорджем Расселлом из Mercedes привело не только к 10-секундному штрафу на финише (который отбросил Макса с пятого на десятое место, стоив девяти очков в чемпионате), но и к добавлению трех штрафных баллов на его суперлицензию. Именно эти три балла стали критическими, увеличив его суммарный «багаж» до 11 баллов за последние 12 месяцев.
Согласно правилам ФИА, пилот, набравший 12 штрафных баллов за скользящий 12-месячный период, автоматически отстраняется от участия в следующем этапе чемпионата. Баллы аннулируются ровно через год после их получения.
Напряжение нарастает: Канада и Австрия под прицелом
Особая острота ситуации в том, что Ферстаппен подходит к Гран-при Канады (этот уик-энд) и Гран-при Австрии (двумя неделями позже) имея 11 баллов. Первые два балла из его текущего «портфолио» (полученные год назад в Австрии за столкновение с Ландо Норрисом) спишутся только 30 июня. Это означает, что как в Канаде, так и в Австрии, любое нарушение, которое стюарды оценят хотя бы в один штрафной балл, приведет к превышению лимита в 12 баллов и последующему пропуску следующей гонки.
Руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер уже высказался на этот счет, заявив, что Ферстаппену «просто нужно оставаться аккуратным» в ближайших гонках. Учитывая, что даже за относительно несерьезные проступки (например, превышение скорости под виртуальным сейфити-каром, создание помех на трассе в квалификации или даже небольшие столкновения на тренировках) могут начисляться 1-2 балла, риск для Макса становится весьма реальным. Он, известный своей агрессивной манерой борьбы, вынужден будет искать тонкий баланс на трассе, что само по себе может быть интересной интригой.
Долгий путь по «канату»
И даже если Ферстаппен успешно пройдет канадское и австрийское испытания, полностью расслабляться не придется. Списав 2 балла 30 июня, он останется с 9 активными баллами. Следующие пункты будут аннулированы только в конце октября. Таким образом, ситуация «на грани» (всего три балла до дисквалификации) сохранится для него на протяжении многих ближайших этапов чемпионата.
Прецеденты и потенциальные замены
Хотя многие пилоты подходили близко к критической отметке в 12 баллов с момента введения системы в 2014 году, только один гонщик реально ее достиг. В прошлом сезоне Кевин Магнуссен из Haas был дисквалифицирован на один этап (Гран-при Азербайджана) после столкновения с Пьером Гасли в Италии. Это показало, что система работает и может быть применена.
Конечно, в Red Bull надеются, что до такого не дойдет. Но если Ферстаппен все же получит бан, его место на один этап, скорее всего, займет один из резервных пилотов из младшей команды Racing Bulls – Лиам Лоусон или Исак Хаджар. Однако потеря лидера даже на одну гонку, особенно в плотной борьбе сезона, может иметь заметные последствия для команды.
Ближайшие этапы Формулы 1 обещают быть не только борьбой за подиумы, но и проверкой на дисциплинированность для главного фаворита. Максу Ферстаппену предстоит продемонстрировать, что он может быть не только самым быстрым, но и самым аккуратным пилотом на трассе, чтобы избежать неприятных последствий «балльной» системы.
