
Мы задаем ключевые вопросы о решении Red Bull заменить Лиама Лоусона на Юки Цуноду перед Гран-при Японии на Сузуке.
Почему замена происходит именно сейчас?
В заявлении, подтверждающем “ротацию пилотов” в четверг утром, Red Bull настаивал, что этот шаг является “исключительно спортивным решением”, чтобы помочь им в борьбе за возвращение Кубка конструкторов, который они уступили McLaren в прошлом году.
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер также сослался на “обязанность заботы” о Лоусоне и заявил, что этот шаг поможет “защитить и развить” его после двух сложных гонок на RB21.
- Red Bull заявляет об “обязанности заботы” в связи с подтверждением замены Лиама Лоусона на Юки Цуноду
Но каковы бы ни были истинные причины быстрого изменения решения о зимнем повышении Лоусона из юниорской команды Racing Bulls, трудно назвать этот шаг иначе, чем жестоким, особенно по отношению к 23-летнему новозеландцу.
При этом нельзя отрицать тот факт, что два гоночных уик-энда Лоусона за рулем одной из четырех самых быстрых машин 2025 года оказались провальными. На удивление провальными.
Результаты квалификаций 18-е, 20-е и 20-е места – худшая серия для пилота Red Bull за 20-летнюю историю команды – сменились результатами гонок: сход (авария) на Гран-при Австралии, 14-е место в спринте в Китае и 12-е место на Гран-при Китая, где три гонщика, финишировавших впереди Лоусона, были дисквалифицированы.
В резком контрасте, чемпион мира Макс Ферстаппен не квалифицировался ниже второго ряда стартовой решетки ни на одном из этапов и финишировал вторым, третьим и четвертым на той же машине RB21.
Эти результаты означают, что Ферстаппен отстает всего на восемь очков от лидера чемпионата Ландо Норриса, но из-за того, что Лоусон не набрал очков, Red Bull, занимающий третье место, уже на 42 очка отстает от McLaren в борьбе за Кубок конструкторов – зачет, который определяет призовые деньги команд в конце сезона.
Очевидно, что результаты Лоусона в первых двух уик-эндах сезона показали, что он испытывал серьезные трудности в машине, из которой Ферстаппен смог выжать гораздо больше. Он признал, что его темп был “просто недостаточно хорош” после того, как он квалифицировался последним второй день подряд в Шанхае.
Крейг Слейтер из Sky Sports News сообщил: “Это будет жестоко, но в определенной степени, не будет ли отстранение его от гонок долгосрочным благом?
Ему было гораздо труднее, чем ожидалось, освоиться с этой машиной. Я говорил с людьми, которые наблюдали за Лоусоном в первые два гоночных уик-энда. `Измотанный`, `в растерянности` и `слишком рано` – вот фразы, которые они использовали.
Результаты, хотя и на небольшой выборке, сильно отстают. 19-е и два 20-х места в квалификациях – это не уровень Red Bull”.
Результаты Лиама Лоусона в Red Bull
Событие | Результат |
---|---|
Квалификация Гран-при Австралии | 18-е |
Гран-при Австралии | DNF |
Квалификация спринта Гран-при Китая | 20-е |
Спринт Гран-при Китая | 14-е |
Квалификация Гран-при Китая | 20-е |
Гран-при Китая | 12-е |
Почему Лоусону не дали больше времени?
Это один из ключевых вопросов, который неизбежно будет задан Хорнеру, когда он предстанет перед СМИ в Сузуке.
Разве Лоусон не заслуживал больше времени, чтобы переломить ситуацию и обрести уверенность в машине, которую даже Ферстаппен признал сложной? Red Bull признал в четверг, что “с RB21 предстоит проделать большую работу”.
От Даниила Квята до Пьера Гасли, Red Bull имеет историю безжалостных перестановок пилотов в середине сезона, но отстранение Лоусона так рано в кампании – это нечто совершенно иное с точки зрения того, как быстро это произошло.
Хотя Лоусон пояснил в воскресенье, что его послеквалификационное замечание в Китае о том, что у него “нет особо времени”, чтобы переломить ситуацию, на самом деле относилось к тому факту, что сезон уже идет полным ходом, и гонки идут одна за другой, в конечном итоге это оказалось верным в более буквальном смысле.
Добавьте к этому тот факт, что он пришел в старшую команду Red Bull, имея всего 11 стартов в Гран-при в младшей команде, Лоусон никогда не выступал ни на одной из первых двух трасс в календаре этого года, Альберт-Парке и Шанхайском международном автодроме.
По иронии судьбы, у него есть опыт работы на Сузуке благодаря сезону гонок в японской Супер Формуле в 2023 году, и его выступлению на Гран-при того года за AlphaTauri, где он финишировал 11-м, на одну позицию впереди Цуноды.
Следующая трасса после этого – Бахрейн, где Лоусон впервые тестировал RB21 в предсезонке.
ФАКТ: Бывали ли случаи, когда пилота Формулы-1 увольняли так рано?
В 75-летней истории Формулы-1 есть примеры большинства сценариев, но чтобы команда уволила пилота так рано в кампании – это, конечно, не обычное дело.
В совершенно иных обстоятельствах, чем Лоусон, который все же сохраняет место в гонках, самым коротким пребыванием в якобы полноценной гонке в этом столетии было у японца Юдзи Иде. Тогдашнему 31-летнему “новичку” FIA аннулировала суперлицензию F1 после беспорядочной четырехгоночной серии за рулем команды Super Aguri, спонсируемой Honda, в начале сезона 2006 года. Иде больше никогда не появлялся на стартовой решетке.
В более недавнее время голландец Ник де Врис продержался всего 10 гонок в 2023 году в команде, которая сейчас называется Racing Bulls, прежде чем его заменили вернувшимся Даниэлем Риккардо.
В 2019 году Red Bull обменял Пьера Гасли на Алекса Албона между своими двумя составами после того, как первый провел всего 12 гонок за старшую команду.
Почему Лоусон был повышен вместо Цуноды в первую очередь?
Именно перед Рождеством – 19 декабря – Red Bull подтвердил Лоусона в качестве нового напарника Ферстаппена.
Насколько в последние недели прошлого года становилось все более очевидным, что Red Bull наконец-то решил расстаться с испытывающим трудности Серхио Пересом – и придет к соглашению с ним, несмотря на наличие двухлетнего контракта – также было совершенно ясно, что именно Лоусон, а не более опытный Цунода получит вызов, чтобы заменить его.
Но хотя не было ничего нового в том, что старшая команда Red Bull обратилась к младшей команде за новым пилотом – Лоусон стал седьмым за последние 16 лет, получившим внутреннее повышение – решение вызвать новозеландца вместо Цуноды вызвало внешние споры.
Лоусон впервые участвовал в гонках Формулы-1 в сезоне 2023 года, когда заменил Даниэля Риккардо в AlphaTauri, ныне Racing Bulls, после того, как австралиец сломал кость на руке.
Лоусон произвел в основном хорошее впечатление во время своего эпизодического появления в 2023 году, набрав очки в Сингапуре, а также дважды финишировав всего в одной позиции от очковой зоны, на 11-м месте.
Год спустя он полностью заменил Риккардо на последних шести этапах 2024 года, но Цунода опередил его в квалификациях 4-2, а также набрал больше очков.
Тем не менее, Лоусон был полон решимости проявить себя, и, как понимали боссы Red Bull, он обладал силой характера, необходимой, чтобы стать напарником Ферстаппена, чья неумолимая скорость и результаты представляют собой высший критерий.
Относительно небольшие ранние отрывы Лоусона от Цуноды также указывали на перспективу дальнейшего прогресса, как только он наберется опыта.
Почему Цунода сейчас, а не три месяца назад?
Другими словами, если Цунода – подходящий пилот для повышения сейчас, то почему он не был им, когда Лоусон был повышен на это место в первую очередь? Является ли разворот на 180 градусов исключительно результатом неудач Лоусона? Или впечатляющая форма Цуноды в начале этого сезона в сочетании изменила представление руководства Red Bull о его пригодности для этой роли?
Аргумент против последнего, безусловно, заключается в том, что Цунода уже 87 раз участвовал в гонках за Racing Bulls в течение четырех сезонов на момент первоначального решения не повышать его еще в декабре, поэтому трудно понять, что могло принципиально измениться в оценках способностей 24-летнего гонщика за три месяца и две дополнительные гонки.
ФАКТ: Как теперь покажет себя Цунода?
Репортер Sky Sports News Крейг Слейтер:
“Цуноде будет тяжело заменить его. У него не было предсезонки в этой машине, но он будет выступать на своей домашней гонке, и он постоянно говорил, что хочет получить эту возможность.
Теперь он ее получает, так что посмотрим, что он сможет сделать”.
Да, Цунода начал новую кампанию особенно впечатляюще, с тремя попаданиями в топ-10 в квалификациях и сильными гоночными выступлениями на машине Racing Bulls, которая едет на удивление хорошо, в то время как советник Red Bull Хельмут Марко в последние недели предположил, что “Юки – это другой Юки, чем в предыдущие годы”.
Он все еще сохраняет связи с Honda, давние отношения, которые, как считалось, потенциально играли против Цуноды, учитывая, что японский производитель переключает свои двигатели F1 на Aston Martin после этого сезона.
Так неужели оговорки, которые Red Bull, должно быть, имел относительно предоставления Цуноде места в первую очередь, несмотря на его больший опыт по сравнению с Лоусоном, внезапно исчезли? Или у них не осталось иного выбора, кроме как попробовать следующий логичный вариант, доступный им?
Хорнер заявил в четверг, что “опыт Юки окажется весьма полезным в помощи по развитию текущей машины”, подразумевая, что его опыт потенциально лучше подходит для машины, которая работает не так хорошо, как надеялась команда.
Что, если Цунода покажет себя не лучше Лоусона на этом месте?
Опять же, это тот острый вопрос, который, вероятно, будет задан Хорнеру, когда он в следующий раз предстанет перед СМИ.
Что мы знаем наверняка, так это то, что, в отличие от Лоусона, у Цуноды не будет преимущества акклиматизации к своей новой машине на предсезонных тестах, и японский гонщик будет брошен прямо в центр внимания RB21 на первой тренировке на своей домашней трассе в Сузуке. По крайней мере, он должен получить время на симуляторе, чтобы привыкнуть к ее настройкам на базе команды в Милтон-Кейнсе, прежде чем вылететь в Японию.
Цунода, несмотря на больший опыт в Формуле-1, также менее знаком с основной командой Red Bull в целом, учитывая, что Лоусон несколько лет был связан с ними в качестве резервного пилота.
Хотя и не так существенно, как у других молодых пилотов в других местах, Лоусон проехал на машинах Red Bull больше тестов, чем Цунода, единственная поездка которого на одной из их машин состоялась во время одного дня в Абу-Даби на послесезонных тестах в декабре. Тест, о котором Хорнер сказал, кстати, что Цунода выступил хорошо.
Что об этом всем может подумать Ферстаппен?
“Будет интересно услышать мнение Макса по этому поводу”, – сказал Слейтер после объявления в четверг.
“Одобрит ли он это как прагматичный и правильный шаг? Или это будет расценено как еще один пример команды, которая в данный момент не уверена в своих решениях?”
Мы не услышим мнения Ферстаппена лично до начала уик-энда в Сузуке, хотя спекуляции о его возможном мнении по этим вопросам уже были вызваны активностью с его официального аккаунта в Instagram.
Утром официального объявления Red Bull аккаунт Ферстаппена “лайкнул” пост бывшего пилота Формулы-1 и соотечественника-голландца Гидо ван дер Гарде в социальной сети, в котором ныне телеэксперт раскритиковал действия команды и высказался в поддержку Лоусона.
Длинный пост Ван дер Гарде включал в себя обвинение: “На мой взгляд, это больше похоже на запугивание или панический шаг, чем на настоящие достижения спортсменов высокого уровня. Они приняли решение – полностью осознавая – дали Лиаму две гонки, только чтобы сломить его дух”.
Red Bull заявил, что произвел замену из “обязанности заботы, чтобы защитить и развить Лиама”.
Ван дер Гарде также написал: “Да, он показал результаты ниже ожиданий в первых двух гонках – но если кто и осознает это, так это он сам. Возможно, он сам предложил это, но если нет, я желаю Лиаму сил и мужества, чтобы выйти на старт в Японии. Верь в себя, подними голову, докажи, что они неправы”.
Его пост также был лайкнут аккаунтами бывшего пилота Red Bull Гасли – последнего пилота, который был переведен обратно в младшую команду после всего 12 гонок в 2019 году – и Оскара Пиастри из McLaren.
Хотя мы не знаем, в каком контексте был поставлен “лайк” с аккаунта Ферстаппена или какой аспект поста он конкретно касался, мы знаем, что чемпион мира продемонстрировал свою поддержку Лоусону в ходе уик-энда Гран-при Китая на фоне большого расхождения в их темпе.
Он сказал De Telegraaf: “Если вы посмотрите на разницу между двумя пилотами в других командах, они все ближе друг к другу.
Это также показывает, что наша машина чрезвычайно сложна. Я думаю, что если вы посадите Лиама в машину Racing Bulls, он поедет быстрее. Я действительно так думаю. Эта машина проще в управлении, чем наша”.
Позже, отвечая на вопрос Sky Sports Italy о конкурентном старте сезона, который показала младшая команда Red Bull, Ферстаппен загадочно сказал: “Я имею в виду, что они выступают очень хорошо, они очень близки ко мне. Возможно, это тоже о чем-то говорит, но да, я не знаю”.
Почему Red Bull не подписал более опытного пилота на этот год?
Ну, в том-то и дело. Подписал – Переса.
Проблема заключалась в том, что двухлетнее продление контракта, которое они дали мексиканскому ветерану на сезоны 2025 и 2026 годов в июне прошлого года, не помогло ему вновь обрести свою лучшую форму.
Испытывая трудности с машиной Red Bull и постепенно теряя уверенность в ней, Перес закончил сезон с результатом в девять очков в последних восьми гоночных уик-эндах и без подиумов на последних 19 этапах. Это фактически стоило Red Bull Кубка конструкторов, сделав ранний разрыв неизбежным.
Переподписав Переса, Red Bull предпочел проигнорировать возможность нанять Карлоса Сайнса, своего бывшего младшего пилота, когда тот еще был свободным агентом после ухода из Ferrari.
Объясняя это решение, Хорнер несколько загадочно сказал в интервью Sky Sports News в конце прошлого сезона, что “нужно смотреть на различные критерии и динамику”.
Повторное привлечение Риккардо в Racing Bulls в качестве эффективного варианта страховки на случай, если Перес не вернется к своей лучшей форме, также в конечном итоге не сработало: австралиец уступил Цуноде, прежде чем был заменен Лоусоном после Гран-при Сингапура.
Напарники Макса Ферстаппена в Red Bull
Пилот | Сезон(ы) | Гонки |
---|---|---|
Даниэль Риккардо | 2016-2018 | 58 |
Пьер Гасли | 2019 | 12 |
Алекс Албон | 2019-2020 | 26 |
Серхио Перес | 2021-2024 | 90 |
Лиам Лоусон | 2025 | 2 |
Почему так много пилотов испытывали трудности в качестве напарника Ферстаппена?
Цунода станет шестым напарником Ферстаппена в Red Bull за 10 сезонов.
После того, как Риккардо покинул команду по собственной инициативе, приняв выгодное предложение от Renault с 2019 года, следующие два эксперимента Red Bull с многообещающими пилотами из собственного пула – Гасли и Алексом Албоном – продлились всего 12 и 26 гонок соответственно.
Это привело к тому, что с 2021 года они обратились к Пересу, и, поскольку Red Bull вернулся к победам в чемпионатах в последующие годы, эта схема работала хорошо, пока в середине 2023 года характеристики машины Red Bull не начали создавать мексиканцу повторяющиеся проблемы.
Машина 2025 года немного отличается, но Лоусон обнаружил, что новый RB21 так же сложно приручить.
“Чтобы управлять машиной Формулы-1, нужна 100-процентная уверенность в том, что ты делаешь”, – сказал он Sky Sports F1 после квалификации в Китае.
“Дело не в том, что я не чувствую себя уверенно, но окно возможностей настолько мало, что сейчас, кажется, я просто упускаю его. Мне просто нужно разобраться”.
Разработана ли машина Red Bull только для Ферстаппена?
Часто задаваемый вопрос, хотя было бы слишком упрощенно прийти к такому выводу, учитывая, что инженеры Red Bull, как и все команды, просто пытаются создать самую быструю машину, какую только могут.
Задача, стоящая перед Red Bull, в настоящее время усугубляется тем фактом, что за последний год их обогнал McLaren – а временами и другие соперники – в рейтинге спортивных команд после двух сезонов рекордного доминирования.
“Макс довольно конкретно говорит, чего он хочет от машины, чтобы сделать ее быстрой, и это, как правило, очень позитивная передняя часть машины, очень резкий поворот”, – сказал Хорнер Sky Sports F1 в Китае.
“Недостатком этого является то, что иногда задняя часть становится немного более нервной, и я думаю, что это то, с чем Серхио, а теперь и Лиам, борются”.