
В преддверии сезона Формулы-1 2025 года британские букмекеры неожиданно назвали Ландо Норриса фаворитом на титул, обойдя даже четырехкратного действующего чемпиона мира Макса Ферстаппена.
В то время как Норрис обсуждал свой новый статус в предсезонных интервью, его товарищ по команде McLaren, Оскар Пиастри, скромно заявлял о своей готовности бороться за титул, не обращая внимания на то, что букмекеры считали его аутсайдером, ставя ниже Шарля Леклера из Ferrari и Льюиса Хэмилтона.
Однако сейчас, всего через четыре из 24 этапов сезона, и несмотря на то, что Пиастри отстает от Норриса на три очка в верхней части турнирной таблицы, австралиец обошел своего товарища по команде и стал фаворитом.
Хотя еще далеко не факт, что титульная гонка развернется между двумя пилотами McLaren, учитывая, что Ферстаппен из Red Bull и Джордж Рассел из Mercedes находятся в пределах досягаемости, стремительная смена восприятия лидеров, безусловно, поражает.
В преддверии Гран-при Саудовской Аравии аналитики разбираются, как Норрис так быстро превратился из главной надежды McLaren в аутсайдера внутри собственной команды.
Справится ли Норрис с давлением?
Никогда не было сомнений в том, что у Норриса есть скорость, чтобы стать чемпионом мира. Хотя он, как и остальные пилоты, возможно, не на одном уровне с Ферстаппеном, британец доказал в прошлом году, пытаясь догнать голландца, что может доминировать в гонках, когда у него самая быстрая машина.
Однако тот факт, что он также не смог выиграть несколько гонок в 2024 году, где, казалось, имел небольшое преимущество в темпе, оставил вопросы о его склонности мешать самому себе. Потеря лидерства на старте гонок была повторяющейся проблемой, в то время как Норрис также публично выражал неуверенность в себе и признавал свое отставание от Ферстаппена в нескольких случаях.
Надежда была на то, что первый опыт постоянной борьбы впереди подготовит Норриса к его большому шансу в 2025 году, и первые признаки были превосходными, когда он взял поул на открытии сезона в Австралии, а затем преодолел чрезвычайно сложные условия, чтобы выиграть гонку.
Интересные комментарии прозвучали от Рассела после этой победы, когда он предположил, что у McLaren было большее преимущество, чем у Red Bull во время их исторически доминирующей кампании 2023 года. Рассел добавил, что у него больше надежды бороться за победы, потому что, в отличие от Red Bull, у McLaren нет Ферстаппена.
Также было заметно, что Рассел неоднократно комментировал статус Норриса как фаворита, когда они пересекались на пресс-конференциях и в паддоке, и гонщик McLaren, казалось, начал раздражаться от шуток своего давнего соперника.
Норрис споткнулся в Китае, заработав всего одно очко в спринте, прежде чем довольствоваться вторым местом после Пиастри в гонке. Он превзошел своего товарища по команде на следующем этапе в Японии, но на этот раз стал вторым после Ферстаппена, когда пилот Red Bull преподнес сюрприз, обойдя McLaren.
Ферстаппен сказал после гонки, что если бы он был в McLaren, он бы обеспечил себе комфортную победу в Сузуке, а затем удвоил свои комментарии перед гонкой в Бахрейне. Норрис почувствовал необходимость ответить на заявления Ферстаппена, прежде чем показать еще одно слабое выступление, квалифицировавшись шестым и пробившись на третье место в гонке.
После квалификации Норрис сказал, что чувствует себя “бестолковым” и “как будто никогда раньше не водил машину Формулы-1”. Только Норрис знает, какое влияние оказывают комментарии его соперников, но нет сомнений в том, что они неоднократно пытаются усилить давление на него.
В чем, по словам Норриса, проблема
Несмотря на признание того, что у него самая быстрая машина на стартовой решетке, Норрис намекал на недостатки и недовольство характеристиками своей McLaren с первого же уик-энда сезона.
Он пошел еще дальше после того, как Пиастри полностью превзошел его в Бахрейне, заявив, что он “не чувствует” машину и, следовательно, демонстрирует “далеко не те возможности, которые у меня есть”.
Норрис сказал: “Я не могу проехать ни одного круга так, как проезжал в прошлом сезоне. Я знал каждый поворот, все, что произойдет с машиной, как это произойдет. Я чувствовал себя на вершине машины.
“В этом году я не мог чувствовать себя более противоположно до сих пор. Даже в Австралии, выиграл я гонку или нет, я никогда не чувствовал себя уверенно.
“Машина просто мега, и это помогает мне выходить из многих проблем на данный момент. Я просто далек от тех возможностей, которые у меня есть, и мне больно это говорить.
“Я уверен – я знаю, что у меня есть все необходимое… когда ты не уверен в машине, не знаешь, где предел, что делать на медленной скорости, на высокой скорости, в любом повороте – да, я никогда не буду настолько быстр, насколько мне нужно”.
Очевидно, Норрис считает свою непоследовательность на старте сезона результатом своих отношений с MCL39, но его решение быть настолько открытым в отношении своих трудностей, безусловно, неортодоксально.
Мартин Брандл отметил в Бахрейне: “Нужно помнить, что когда мы все разочаровываемся в вещах, которые происходят в нашей жизни, у нас нет камеры и миллионов людей, наблюдающих за нами прямо в этот момент. Но то, как Ландо справляется с этим, он как бы ругает себя, когда его разочарование бьет ключом, и так он с этим работает. Мы все разные.
“Я думаю, что он также пытается снизить давление таким образом, чтобы, возможно, ему меньше доставалось критики, потому что он говорит, что он отстой. Но использовать такие слова, как “бестолковый”, он же лидирует в чемпионате мира, ради всего святого, так что он явно не бестолковый. Он один из лучших в мире прямо сейчас.
“Проблема с этой стратегией в том, что она подпитывает твоих соперников. Пиастри, Леклер и Ферстаппен должны смотреть на это и думать: “Вау, там где-то есть слабое место, куда мы можем попасть””.
Прогресс Пиастри превосходит ожидания
Возможно, самая большая проблема для Норриса – это прогресс Пиастри, который, похоже, сделал еще один значительный шаг вперед на ранних этапах своего третьего сезона в F1.
В прошлом сезоне Норрис доминировал над Пиастри в квалификациях со счетом 21-3, но на этот раз после четырех гонок счет 2-2, и австралиец вышел вперед в квалификации спринта в Китае. Норрис также, казалось, имел преимущество в гоночном темпе над своим товарищем по команде в 2024 году, но на этот раз этого не наблюдается.
Пиастри фактически оказывал больше давления на Норриса, когда следовал за ним в Австралии и Японии, чем британец, когда преследовал его в Китае. Он уверенно выиграл в Шанхае и еще более доминирующе в Бахрейне в воскресенье, став первым гонщиком, одержавшим две победы в этом сезоне.
Единственным промахом Пиастри на данный момент стал разворот под дождем в Мельбурне, который стоил ему, казалось, как минимум второго места в домашней гонке, но его впечатляющий ответ на финиш на девятом месте уже компенсировал большую часть возникшего отставания.
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла сделал примечательное признание после гонки в Бахрейне, когда, казалось, предположил, что их машина 2025 года больше подходит стилю вождения Пиастри, чем Норриса.
Стелла сказал: “Мы знаем, что внесли некоторые изменения в машину, которые немного усложнили жизнь Ландо. Мы технически знаем, что это такое; Ландо адаптируется к этому, потенциально это могло сыграть немного больше на руку Оскару, и мы работаем вместе, чтобы это исправить”.
Несмотря на это признание, McLaren создали в этом году машину, которая – по крайней мере, на данный момент сезона – явно быстрее остального пелотона. Если Пиастри сможет и дальше одерживать доминирующие победы, подобные той, которую он одержал в Бахрейне, Стелла, конечно, не будет стремиться слишком сильно менять MCL39.
Независимо от характеристик машины, Пиастри, похоже, добился прогресса как в скорости на одном круге, так и в управлении резиной во время гонок, которые были двумя ключевыми областями, требующими улучшения.
“Пиастри ничем не обеспокоен и не взволнован”
В то время как некоторые сомневались в скорости Пиастри, австралиец продемонстрировал замечательный уровень хладнокровия с момента своего дебюта в 2023 году.
Существует огромный контраст между тем, как гонщики McLaren ведут свои дела: Пиастри мало что сообщает прессе, независимо от своих результатов.
Хотя подход Норриса, несомненно, более зрелищный и полезный для журналистов, похоже, что Пиастри способен пережить гоночный уик-энд с гораздо меньшим стрессом, чем его товарищ по команде.
В преддверии воскресной гонки в Бахрейне Мартин Брандл сказал: “У Пиастри есть скорость, у него есть талант, и, конечно, он становится все более и более опытным, все более и более комфортно чувствует себя в команде McLaren.
“Я провел с ним немного времени на этой неделе то тут, то там, и он так же спокоен в жизни, как и на гоночной трассе, и это спокойствие ума окупится в такие дни, как сегодня, на поуле.
“Я не думаю, что он чем-то обеспокоен или взволнован, и эта ментальная сила действительно проявится в этом сезоне”.
Как показывают слова Брандла, маловероятно, что в подходе или поведении Пиастри произойдут какие-либо изменения в результате его нового статуса.
В то время как Норрис настаивает на том, что его проблема связана с машиной, будет интересно посмотреть, позволит ли ему статус аутсайдера – пусть и незначительного – вновь обрести свою лучшую форму в Саудовской Аравии в эти выходные.