Макс Ферстаппен на грани дисквалификации: ситуация с штрафными баллами перед Гран-при Австрии

Новости спорта » Макс Ферстаппен на грани дисквалификации: ситуация с штрафными баллами перед Гран-при Австрии
Preview Макс Ферстаппен на грани дисквалификации: ситуация с штрафными баллами перед Гран-при Австрии

Предстоящий уик-энд Гран-при Австрии станет последним, когда чемпион мира Формулы 1 Макс Ферстаппен будет балансировать на грани дисквалификации из-за штрафных баллов. Спорное столкновение Ферстаппена с Джорджем Расселом на Гран-при Испании в начале этого месяца не только снизило его шансы в борьбе за титул, но и добавило три штрафных балла к его суперлицензии F1.

Это важное наказание увеличило его суммарное количество баллов за последние 12 месяцев до 11 – всего один балл до автоматической дисквалификации на одну гонку согласно регламенту F1. Штрафные баллы остаются на лицензии гонщика в течение года, а затем аннулируются. Первые из текущих баллов Ферстаппена (два балла за столкновение с Норрисом на Гран-при Австрии 2024 года) сгорят только 30 июня – в понедельник после предстоящего австрийского этапа.

Ферстаппен успешно провел уик-энд в Канаде без новых штрафов, хотя вопросы о возможном бане раздражали его после квалификации, где он стартовал вторым рядом с Джорджем Расселом, который в итоге и выиграл гонку. Как сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки в Испании: “Никогда нельзя ничего гарантировать… Ему просто нужно вести себя аккуратно… тогда первые баллы сгорят в конце июня”.

Ферстаппен избегал штрафов в первых восьми гонках этого сезона (до Испании), а иногда и дольше. Red Bull, безусловно, верит в его способность снова найти правильный баланс. Но в Шпильберге у него совсем мало пространства для ошибки даже при небольшом контакте, учитывая, как быстро накапливались его штрафные баллы за последний год.

Объяснение системы штрафных баллов в Формуле 1

Система штрафных баллов в Формуле 1 была введена в начале сезона 2014 года как дополнительный инструмент для предотвращения частых инцидентов на трассе.

Хотя стюарды имеют право применять различные спортивные санкции за нарушения на трассе – такие как штрафы времени, штрафы на стартовой решетке, проезд по пит-лейн или даже дисквалификация в крайних случаях – они также могут добавить штрафные баллы (один, два или три) к суперлицензии гонщика. Суперлицензия является обязательным требованием для всех участников гоночных уик-эндов Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы.

В этом отношении система похожа на процесс накопления баллов за нарушения правил дорожного движения на обычных водительских правах. Как и на дороге, гонщик отстраняется от участия в гонках, если достигает лимита в 12 баллов за 12-месячный период.

Согласно Спортивному регламенту: «Если гонщик набирает двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия будет приостановлена на следующий этап Соревнования, после чего двенадцать (12) баллов будут списаны с лицензии. Штрафные баллы остаются на суперлицензии гонщика в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они соответственно аннулируются по истечении двенадцати (12) месяцев с даты их начисления».

Текущее количество штрафных баллов у гонщиков Формулы 1

Гонщик Баллы
Макс Ферстаппен 11
Лиам Лоусон 6
Нико Хюлькенберг 4
Оскар Пиастри 4
Оливер Берман 4
Ландо Норрис 3
Лэнс Стролл 3
Карлос Сайнс 2
Фернандо Алонсо 2
Франко Колапинто 2
Алекс Албон 2
Джордж Рассел 1
Восемь гонщиков 0

Как Ферстаппен набрал свои 11 баллов?

  • 30 июня 2024 г. – 2 балла – Причина столкновения с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии.
  • 27 октября 2024 г. – 2 балла – Вытеснение Ландо Норриса за пределы трассы на Гран-при Мехико.
  • 2 ноября 2024 г. – 1 балл – Слишком быстрая езда под режимом виртуальной машины безопасности в спринте в Сан-Паулу.
  • 30 ноября 2024 г. – 1 балл – Неоправданно медленная езда и создание помех Джорджу Расселу в квалификации на Гран-при Катара.
  • 8 декабря 2024 г. – 2 балла – Причина столкновения с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби.
  • 1 июня 2025 г. – 3 балла – Причина столкновения с Джорджем Расселом на Гран-при Испании.

Первые два балла Ферстаппена за столкновение в Австрии сгорят через год после инцидента, 30 июня. Однако следующие два балла, полученные в Мехико в прошлом году, будут списаны с его счета только в конце октября. Это означает, что Ферстаппен, даже если избежит новых штрафных баллов в Австрии, останется с девятью баллами еще на девять Гран-при.

Какие инциденты могут привести к начислению одного штрафного балла?

Стюарды гонки могут выдать три штрафных балла за самые серьезные нарушения, два или один – за менее значительные. В четверг FIA впервые опубликовала два документа, которые стюарды используют как руководство по стандартам вождения и применению штрафов. Хотя эти документы не имеют силы регламента, а стюарды принимают решения независимо на основе действующих правил, в них рекомендованы соответствующие наказания для около 100 распространенных нарушений.

Как упоминалось выше, Ферстаппен дважды получал по одному штрафному баллу за инциденты в течение последнего года: первый – за слишком высокую скорость под режимом виртуальной машины безопасности в спринте в Сан-Паулу, второй – в Катаре за неоправданно медленную езду перед приближающимся Расселом в квалификации.

К слову, Джордж Рассел получил свой единственный текущий балл на том же катарском уик-энде за несоблюдение правила, требующего держать дистанцию в 10 корпусов автомобиля за машиной безопасности.

Столкновения с другими машинами также приводили к начислению одного штрафного балла в недавнем прошлом (Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами) – и не только в гонках. Лэнс Стролл из Aston Martin получил один балл к своей суперлицензии на Гран-при Монако в прошлом месяце за столкновение с Ferrari Шарля Леклера во время первой тренировки.

Эстебан Окон, тем временем, получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд с пит-лейн, когда он выехал из боксов Alpine и столкнулся с Леклером перед выездом на стартовую решетку спринта.

Достигал ли кто-либо ранее лимита в 12 баллов?

Хотя несколько гонщиков подходили близко к накоплению 12 активных баллов на лицензии, только в прошлом сезоне – через десять лет после введения системы – кто-то достиг отметки в дюжину баллов. Им стал Кевин Магнуссен после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.

В результате тогдашний гонщик Haas пропустил следующую гонку в Азербайджане, и его место на тот уик-энд занял Оливер Берман.

До введения формальной системы последним гонщиком, отстраненным от участия в Гран-при, был Ромен Грожан, который вызвал крупное столкновение нескольких машин в первом повороте на Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также был замешан в инцидентах ранее по ходу того сезона.

Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были отстранены в 1994 году за различные проступки, а Найджелу Мэнселлу запретили участвовать в Гран-при Испании 1989 года.

Кого Red Bull задействует, если Ферстаппен пропустит гонку?

Red Bull, конечно, надеется и оптимистично полагает, что Ферстаппен, как говорит Хорнер, сможет “избежать неприятностей” в Австрии, чтобы эта ситуация не стала немедленной проблемой для команды.

Но если бы им внезапно потребовалось найти разовую замену Ферстаппену, то почти неизбежно один из двух гонщиков дочерней команды Racing Bulls – Исак Хаджар или Лиам Лоусон – был бы призван занять его место на один уик-энд рядом с Юки Цунодой.

Такая перестановка, однако, в свою очередь создала бы разовую вакансию в младшей команде, которую тоже нужно было бы заполнить.

Японец Аюму Иваса, 23 года, является более опытным запасным вариантом Red Bull и участвовал в пятничных тренировках обеих команд. Британский 17-летний лидер Формулы 2 Арвид Линдблад также стал бы жизнеспособным вариантом после того, как на этой неделе FIA предоставила команде долгожданное разрешение на выдачу суперлицензии их протеже за два месяца до его 18-летия.