
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер считает, что более оперативные решения директора гонки Формулы 1 по ходу заездов помогли бы избежать командам необходимости «предугадывать» вердикты стюардов. Такое мнение он высказал после напряженного завершения Гран-при Испании, связанного с инцидентами Макса Ферстаппена.
Спорное столкновение Ферстаппена с Джорджем Расселлом на 64-м круге произошло именно на том круге, когда Red Bull попросил своего пилота уступить позицию сопернику из Mercedes. Напомним, что в понедельник Ферстаппен взял на себя ответственность за этот контакт, признав, что «этого не должно было случиться».
Причиной такого решения команды стало то, что за три круга до этого, во время хаотичного рестарта после позднего выезда машины безопасности, Ферстаппен выехал за пределы трассы. Он остался впереди Расселла после контакта колес в первом повороте, когда британец пытался его обогнать.
Первоначальный инцидент был взят на расследование дирекцией гонки. Ожидая возможный штраф по времени, Red Bull оперативно попросил Ферстаппена пропустить Расселла. Макс, который уже был раздосадован, выразил свое несогласие по командному радио. Вскоре после этого произошел второй контакт на 64-м круге, за который Ферстаппен уже получил 10-секундный штраф.
Однако уже после гонки, из официальных документов FIA стало известно, что стюарды на самом деле не собирались наказывать Ферстаппена за первый инцидент в первом повороте. Согласно их заявлению, Расселл сам спровоцировал контакт, «на мгновение потеряв контроль над машиной» и тем самым вынудив Red Bull выехать за пределы трассы. Поэтому никаких дополнительных мер наказания не потребовалось.
Выступая в воскресенье вечером, Хорнер объяснил, почему команда приняла решение попросить Ферстаппена уступить позицию, не дожидаясь официального вердикта стюардов.
«Согласно действующим правилам, ключевым моментом является положение передней оси», — пояснил руководитель команды Red Bull, ссылаясь на обновленные стандарты пилотирования F1. «Гонщики знают эти правила и играют по ним. Вопрос был в том, контролировал ли Джордж машину в тот момент? Смог бы он вписаться в поворот? В этом году мы уже видели множество ситуаций, когда назначались штрафы. Инциденты отмечались, передавались на рассмотрение стюардов. Следующий шаг, который вы ожидаете, это штраф. Поэтому мы и приняли решение: `Ладно, придется уступить позицию`.”
Отвечая на вопрос, было ли, оглядываясь назад, ошибкой просить Ферстаппена уступить позицию, Хорнер сказал: «Да, возможно. Но именно в таких моментах было бы идеально, если бы директор гонки, как своего рода `рефери`, сразу говорил: `продолжайте` или `верните позицию`. Командам крайне сложно принимать такие субъективные решения, опираясь на прошлые случаи и пытаясь предугадать мысли стюардов и директора гонки. Было бы гораздо удобнее, если бы в подобных ситуациях решение принимал директор гонки: `либо возвращаешь позицию, либо штраф`. Это избавило бы нас от необходимости гадать, что решат стюарды».
Хорнер призывает к большему взаимодействию с дирекцией гонки
Начиная с сезона 2022 года, общение между командами на пит-уолле и директором гонки было ограничено спортивными директорами. Это стало следствием участившихся и спорных прямых обращений от руководителей команд, таких как Хорнер и Тото Вольфф из Mercedes, особенно ярко проявившихся в сезоне 2021 года во время борьбы Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона за титул.
На вопрос о возможности команд связаться с нынешним директором гонки, Руем Маркесом, Хорнер ответил: «Да, возможность есть, но никакого ответа вы не получаете. Спрашиваешь, но ничего не возвращается».
Он добавил: «Раньше мы могли получить хоть какие-то разъяснения. Теперь команде приходится принимать очень субъективные решения. Мы просмотрели все замедленные повторы инцидента, и ситуация была действительно спорной, 50 на 50. Главный вопрос: контролировал ли Джордж машину? Смог бы он пройти поворот? На первый взгляд, похоже, смог бы. Именно поэтому мы приняли решение сказать: `Так, похоже, нам придется уступить позицию`.”
Отвечая на вопрос, планирует ли он поднять эту тему в разговоре с Маркесом, Хорнер заявил: «Думаю, это вопрос, который следует обсудить в Спортивно-консультативном комитете (SAC)».