Кристиан Хорнер и Red Bull: Загадка внезапной отставки

Новости спорта » Кристиан Хорнер и Red Bull: Загадка внезапной отставки
Preview Кристиан Хорнер и Red Bull: Загадка внезапной отставки

Новость о незамедлительном увольнении Кристиана Хорнера с поста руководителя команды Red Bull Racing потрясла мир автоспорта. После двадцати лет у руля одной из самых успешных команд Формулы 1, команды, которую он привел к множеству титулов, Хорнер покинул свой пост с немедленным вступлением в силу. Официального заявления Red Bull, кроме краткого подтверждения самого факта и объявления о назначении Лорана Мекиса из Racing Bulls на его место, так и не последовало. Какие же скрытые силы или явные проблемы могли привести к падению многолетнего лидера, который, по его собственным словам, даже не получил от работодателей объяснения причин?

Хотя точные мотивы остаются в тени, анализ ситуации за последние месяцы позволяет выделить несколько ключевых факторов, которые могли сыграть роковую роль.

Неожиданное падение формы?

Казалось бы, после триумфального сезона 2023 года, где Red Bull выиграла 21 из 22 гонок, и уверенного старта 2024-го с четырьмя победами в пяти гонках, команда находится на пике. Однако, начиная с Гран-при Майами в мае 2024 года, ситуация изменилась. Ferrari и McLaren не просто догнали, но и стали регулярно опережать болиды Red Bull.

Максу Ферстаппену пришлось использовать заработанный в начале сезона запас очков, чтобы удержать лидерство над Ландо Норрисом и завоевать свой четвертый титул подряд. Ко второй половине сезона отставание Red Bull от лидеров порой казалось драматическим. Конечно, Хорнер переживал и менее успешные периоды во главе команды. Но столь резкое снижение формы в рамках одного и того же технического цикла – явление крайне необычное для Формулы 1 и, несомненно, повод для беспокойства руководства. Тем не менее, увольнять человека, который всего полгода назад руководил командой, выигравшей четыре чемпионских титула подряд, только за текущие спортивные результаты, кажется недостаточным основанием.

Хронические проблемы с “вторым пилотом”

В то время как Макс Ферстаппен оставался единственным стабильным претендентом на победы для Red Bull, ситуация с вторым болидом превратилась для Хорнера в embarrassing sideshow – нечто вроде неловкого циркового представления на заднем дворе. Его решения по составу пилотов уже подвергались критике. Чего стоил лишь уход Серхио Переса в конце прошлого сезона с выплатой неустойки, всего через полгода после получения нового контракта.

Ситуация усугубилась в начале этого года, когда Хорнер понизил Лиама Лоусона, продвинутого им самим же в основную команду всего за две гонки до этого, обратно в Racing Bulls. При этом более опытный Юки Цунода остался в младшей команде. Сам Цунода в основной команде выступал немногим лучше, зачастую уступая Лоусону и своему партнеру по Racing Bulls Исаку Хаджару.

Это не новая проблема для Red Bull. Пьер Гасли и Алекс Албон, ныне вполне состоявшиеся пилоты Ф1, также были быстро “отцеплены” в 2019 и 2020 годах после того, как не смогли соответствовать темпу Ферстаппена. Но в этом сезоне разрыв между болидами команды стал экстремальным. Будь то плохой выбор пилотов или фундаментальная проблема в конструкции болида, который стал слишком сложен в управлении для любого, кроме Макса, – ни одна из этих версий не добавляет очков к репутации руководителя.

“Ферстаппен или Хорнер”?

Превращение Red Bull, по сути, в команду “одного пилота” за последние несколько лет дало Максу Ферстаппену и, что, возможно, еще важнее, его советникам (отцу Йосу и менеджеру Раймонду Вермюлену) колоссальную власть. И если отношения Макса с Кристианом всегда казались прочными, то о его отце Йосе этого сказать было нельзя.

Публичная вражда между Хорнером и Йосом Верстаппеном разразилась в начале 2024 года на фоне скандала с обвинениями. Йосу тогда публично заявил, что в свете этих обвинений положение Хорнера во главе команды нежизнеспособно. Хотя внешне ситуация успокоилась, ощущение невозвратимости в отношениях осталось. Тем временем, младший Ферстаппен никогда не скрывал своей абсолютной лояльности отцу.

В этом контексте, активные слухи о будущем Макса, подогретые недавними комментариями Тото Вольффа из Mercedes о “переговорах” с лагерем Ферстаппена, обретают новый смысл. Одна из теорий, возникшая после увольнения Хорнера, гласит, что лагерь Макса, осознавая критическую зависимость команды от его таланта, мог использовать этот рычаг давления. Намек на возможный уход (несмотря на контракт до 2028 года, в котором, как известно, есть “окна” для разрыва) мог стать аргументом в пользу смены руководства. Победителей, как известно, не судят… по крайней мере, сразу. Останется ли Ферстаппен в Red Bull в следующем году? Вот это и будет самым интересным индикатором истинных причин.

Неутихающий скандал

Серьезный удар по авторитету и положению Хорнера был нанесен в феврале 2024 года, когда сотрудница команды выдвинула против него обвинения в ненадлежащем поведении. Несмотря на отрицание Хорнером всех обвинений и то, что внутреннее расследование Red Bull, а затем и апелляция, не нашли достаточных оснований для его увольнения, ситуация создала мощный медийный фон и, судя по всему, внутреннее напряжение. Именно на фоне этого скандала обострилась вражда с Йосом Верстаппеном.

Изначально Хорнер пользовался поддержкой как минимум части владельцев, в частности, Чалерма Йювидьи из Таиланда. Он выдержал натиск и сохранил свой пост. Однако, как отметил корреспондент, “Йювидья поддерживал Хорнера во время этих расследований… Мое понимание таково, что в конечном итоге эта поддержка иссякла”. Почему? Это остается частью загадки.

Массовый исход ключевых фигур

Скандал удивительным образом совпал с рядом крайне громких уходов из Red Bull. Конечно, текучка кадров – нормальное явление в Ф1. Но потеря сразу трех ключевых фигур, внесших огромный вклад в успехи команды, не могла не выглядеть тревожно для руководителя.

Самым значимым, безусловно, стал уход легендарного конструктора Эдриана Ньюи, который работал с Хорнером почти с самого основания команды. Отношения между ними испортились, и, как считается, скандал вокруг Хорнера стал одним из факторов, повлиявших на решение Ньюи покинуть команду в мае 2024 года и присоединиться к Aston Martin. До ухода Ньюи, еще в 2023 году, команду покинул главный конструктор Роб Маршалл, перейдя в McLaren. То, что теперь McLaren опережает Red Bull, может быть, и не совпадение.

Совсем недавно ушел спортивный директор Джонатан Уитли, чтобы возглавить Sauber (будущую Audi). Позволить уйти трем таким столпам за столь короткий период, особенно когда результаты команды снижаются, выглядит, мягко говоря, не лучшим показателем эффективности управления.

Жертва борьбы за власть?

После смерти соучредителя Red Bull Дитриха Матешица в октябре 2022 года внутри компании, похоже, началась скрытая борьба за контроль над гоночной командой. Кристиан Хорнер оказался в эпицентре этой борьбы. Он пользовался поддержкой тайской части бизнеса (Йювидья), но, очевидно, не австрийской, которую представляет Марк Матешиц (сын Дитриха, владеющий 49%) и Оливер Минтцлафф, глава спортивного подразделения концерна.

Марк Матешиц не имеет такого непосредственного контроля над командой, какой был у его отца, и роль Оливера Минтцлаффа стала более заметной. Именно Минтцлафф поблагодарил Хорнера за службу в официальном заявлении об увольнении. Хотя Хорнер обладал значительной властью внутри организации, после 2022 года она, по всей видимости, стала ослабевать, даже несмотря на успехи на трассе.

Эксперты предполагают, что “австрийская сторона бизнеса, поддержанная Йосом Верстаппеном, выиграла борьбу за власть. Им удалось убедить сторонников Кристиана, что его дальнейшее пребывание на посту невозможно”. Что стало последней каплей в этой закулисной игре – покажет время.

Проблемы с мотором 2026 года?

Следующий год принесет, возможно, самые значительные изменения в регламенте Формулы 1, особенно касающиеся силовых установок. Red Bull создал собственное подразделение Red Bull Powertrains для разработки и строительства своего первого мотора. Это колоссальный вызов для любого новичка, особенно с учетом сложности нового регламента.

В паддоке ходят слухи, что Mercedes опережает всех в разработке двигателя 2026 года, в то время как Red Bull испытывает трудности. Пока это лишь домыслы. Но если высшее руководство Red Bull получило сигналы о том, что проект мотора идет не по плану, это также могло повлиять на их восприятие эффективности Хорнера и его способности привести команду к успехам в новой эре.

Таким образом, увольнение Кристиана Хорнера – это, вероятно, не следствие одной причины, а результат сложного переплетения факторов: снижение спортивных результатов, хронические проблемы с вторым пилотом, личные конфликты и скандалы, потери ключевых специалистов и, возможно, самое главное, внутренняя борьба за власть, обострившаяся на фоне скандала и неопределенности с будущим лидерством в команде – Максом Ферстаппеном. Мир Формулы 1 наблюдает: как Red Bull справится с этим потрясением и кто поведет команду вперед после 20 лет эры Хорнера?