
В финале Кубка Гагарина 2025 главными действующими лицами у последних рубежей станут Даниил Исаев и Зак Фукале. Оба являются одними из лучших голкиперов Лиги и второй год подряд доходят со своими командами до поздних стадий плей-офф. Рассмотрим подробнее игру основных стражей ворот «Локомотива» и «Трактора».
Игра хоккейного вратаря кажется простой: не дать шайбе попасть в ворота любым способом в рамках правил. Однако современный хоккей изобилует стандартными ситуациями: прямые броски с определенных дистанций, передачи под бросок с ходу, трафик перед воротами, подставления, игра у пятачка. Поэтому профессиональные вратари выходят на игру с четким планом действий в типовых моментах, доводя их до автоматизма на тренировках. Набор этих технико-тактических решений определяет стиль игры каждого голкипера.
Даниил Исаев и Зак Фукале имеют совершенно разные игровые стили, что делает их противостояние в финале особенно интригующим. Их команды также играют по-разному, и задачи, помимо основной цели – ловить шайбу, у них будут отличаться.
Дисклеймер: Точно оценить технико-тактические действия вратаря без знания требований тренера и особенностей оборонительной системы команды сложно. При анализе ставилась задача выявить системные, повторяющиеся элементы игры, не отвечая на вопрос, почему голкипер принял то или иное решение в конкретной ситуации.
Исаев чаще блокирует, Фукале — реагирует
Все современные вратари используют стойку «баттерфляй», основанную на принципе «оказаться на пути броска и максимально перекрыть ворота». Это необходимо, так как скорость шайбы часто не позволяет просто среагировать. Однако игра слишком динамична, чтобы полагаться только на блокирование; вратарям постоянно приходится реагировать – подстраиваться под шайбу, активно работать руками и перемещаться в момент броска.
Антропометрические данные и физические качества сильно влияют на стиль. Исаев – более «блокирующий» вратарь, а Фукале – более «реагирующий».
Голкипер «Локомотива», невысокий по современным меркам (183 см), компенсирует недостаток габаритов активной игрой на границах вратарской зоны и даже за ее пределами. Он старается «выглядеть крупнее», не опускаясь слишком рано в низкую стойку, чтобы не давать бросающему хорошего обзора ворот. Этот подход часто работает, и полевые игроки отмечают, что порой не видят, куда можно бросить.
Главная задача вратаря при прямом броске – перекрыть максимальный угол обстрела корпусом и щитками, используя руки для шайб, идущих мимо. Важно при этом не «терять» ворота, оставаясь по центру траектории броска. Неправильный выбор позиции может привести к пропущенным голам и затруднить перемещение при изменении ситуации, например, при передаче на дальнюю штангу. Конечно, вратари уровня финала Кубка Гагарина редко допускают грубые позиционные ошибки, но на высшем уровне даже сантиметры могут решить исход.
В прошлом плей-офф неточности в выборе позиции уже стоили Исаеву голов в полуфинальной серии с «Трактором». Например, занимая позицию вполоборота для подготовки к поперечной передаче, он иногда оказывается вне створа броска и вынужден безуспешно тянуться за шайбой.
Даже находясь в правильной позиции по броску, Исаев не всегда успевает среагировать руками и прижать их к корпусу, что иногда приводит к пропущенным шайбам.
Фукале (188 см) играет глубже, оставаясь в пределах вратарской зоны, или «в краске». Он терпелив на ногах, что позволяет быстро и контролируемо перемещаться. С другой стороны, это заставляет его реагировать не из статичной стойки, а часто в движении, что создает трудности с отскоками, рикошетами и подставлениями. Он хорошо читает игру, но из-за глубокой позиции оставляет за спиной больше открытого пространства, пропуская голы, когда среагировать невозможно, а у соперника есть большой угол для броска.
Пример эпизода, где глубина позиции Фукале (помимо других деталей момента) мешает ему полностью перекрыть створ броска.
Даже в правильной блокирующей позиции Фукале нередко предпочитает «реагировать» и, как в примере, просто не успевает быстро сомкнуть щитки.
Исаев — более «агрессивный», Фукале — компактный
Исаев, играя широко и выходя за вратарскую зону, вынужден покрывать большие дистанции. Помимо стандартного Т-образного шага, он часто использует перекаты на щитках, даже когда в этом нет острой необходимости. Исаев – очень техничный вратарь, но порой сам усложняет свою игру, делая ее более энергозатратной. Когда вратарь находится в постоянном движении на коленях («аврал»), контролировать правильность позиции относительно угла броска становится сложнее.
Например, в одной из ситуаций Исаев, выходя за пределы вратарской зоны при игре в меньшинстве, не успевает под передачу и вынужден перемещаться не просто низом, а тянуться в шпагате. Затем он теряет шайбу из виду, с трудом возвращается в ворота, но в итоге идеально занимает позицию под прямой бросок.
Еще один пример из прошлогоднего плей-офф, показывающий возможные условия для вратаря в системе «Локомотива» – «дальний взят». Исаев выполняет задачу сыграть по первому броску, но сильно выкатываясь и не располагаясь перпендикулярно броску, вынужден тянуться за шайбой, лишая себя возможности сбалансированного перемещения.
Фукале технически не идеален, но почти всегда придерживается своей системы. Играя глубоко, он совершает короткие перемещения, поэтому даже в меньшинстве успевает прийти под бросок на ногах. Иногда он чуть запаздывает с опусканием на щитки или делает это в движении, теряя баланс. Это создает проблемы с отскоками, и его игра сильно зависит от того, насколько хорошо партнеры «подчищают» пятак. Тем не менее, тактика Фукале играть глубоко работает: в большинстве случаев он успевает (хотя бы частично) перекрыть створ до броска, а затем «доигрывает» позицию, реагируя по ситуации.
Если Исаев порой выкатывается слишком далеко, то Фукале, наоборот, может откатиться назад. В одном из эпизодов, после правильного выбора позиции и отскока прямо перед собой, Фукале в ожидании, кому достанется шайба, откатывается назад, открывая значительную часть ворот.
Исаев и Фукале по-разному справляются с поперечными передачами и бросками с хода
Катание вратаря уникально тем, что основные движения – латеральные, то есть влево-вправо. Перемещения вдоль синей линии (Т-шаг, шаффл) не вызывают таких трудностей, как движение шайбы по всему периметру зоны обороны, то приближаясь, то удаляясь от ворот. Чем активнее команда соперника пасует, тем больше приходится двигаться голкиперу, и тем сложнее каждый раз идеально занимать позицию на нужной глубине, правильно перекрывая створ.
Эти же действия нужно повторять после каждого сэйва, если шайба не зафиксирована – оценить ее положение и переместиться на новую точку. Поэтому чем «проще» вратарь спасает (реагирует с ног, не растягивается, сохраняет баланс), тем легче ему контролировать отскок и доиграть момент надежно.
Например, Исаев может использовать длинный Т-образный шаг, короткие шаффлы, а затем два отталкивания на щитках, теряя ворота и оставаясь на коленях – уязвимым как для прямого броска, так и для передачи за спину. Однако такая ситуация нетипична для обороны «Локомотива». Чаще всего Исаев может спокойно играть по бросающему, но, как видно, не всегда удается идеально занять позицию под прямой бросок. При этом он часто оказывается в правильном створе, но не держит перпендикулярную линию к броску, приоткрывая дальний угол.
Движения Фукале короче, и он до последнего остается на ногах. На щитки («слайд») опускается только по броску. Практически всегда приходит к штанге, а не перед ней, чтобы не отваливаться и не терять ворота, а в случае обратного перевода использовать ее как опору для толчка в другую сторону. Но контролировать отскоки при таком стиле тоже проблематично, поэтому игра защитников на подборе остается критически важной для Фукале.
Исаев — гибкий и пластичный, Фукале — терпеливый и быстрый
Если вратарю часто приходится совершать далекие перемещения, тянуться, делать «невероятные» сэйвы и попадать в подборки лучших моментов, это, возможно, говорит о том, что он не всегда успевает за развитием игры. Значительная часть эффектных спасений – результат позиционных ошибок, допущенных секундами ранее.
Тем не менее, хоккей полон нестандартных ситуаций, требующих нестандартных сэйвов, основанных скорее на инстинктах и игровом интеллекте, чем на чистой технике. Гибкость – умение «растянуться в струнку» – важный инструмент в арсенале голкипера.
Исаев – атлетичный, гибкий и пластичный вратарь. Однако он порой уходит в глубокую «растяжку» там, где достаточно было бы сыграть стоя или в контролируемом слайде на щитках.
Например, когда игрок, выходя под углом, «качнул» Исаева, голкипер благодаря шпагату – единственному возможному решению в том моменте – смог помешать сопернику забить в противоход.
Гибкость явно не является сильной стороной Фукале. Все поперечные движения он «терпит» на ногах до последнего, стараясь контролируемо перемещаться на щитках, но никогда не идет в полный шпагат. Иногда этого не хватает, чтобы дотянуться до шайбы после быстрой передачи.
Работа Исаева на трафике — ловить прямой бросок, Фукале — более уязвим при подставлении и рикошетах
Игра в условиях трафика перед воротами – это скорее тактика, чем техника. Большинство вратарей следуют принципу «не вижу сверху – ищу снизу». Исаеву часто не хватает роста, чтобы оставаться на прямых ногах и выглядывать поверх закрывающего обзор игрока. При этом его основная задача – найти обзор и сыграть по шайбе, поскольку игроки «Локомотива» редко допускают подставления.
Забить Исаеву через трафик возможно, если совпадает несколько моментов. Например, голкипер вынужден опуститься и немного сместиться в сторону ближнего угла, чтобы увидеть шайбу, но в последний момент свой же игрок закрывает ему обзор. Тем не менее, Исаев реагирует, смещаясь по траектории полета шайбы, делая это «вслепую», и почти цепляет шайбу ловушкой.
Фукале, играя глубоко в зоне, почти всегда вынужден искать шайбу, находясь в низкой стойке и постоянно меняя сторону обзора. Такое «раскачивание» занимает драгоценные доли секунды, и вратарь «Трактора» иногда не успевает увидеть шайбу не только в момент броска, но и в момент передачи.
Аналогичный пример: Фукале активно ищет шайбу снизу, буквально упираясь в игрока соперника, и в момент броска смещается в сторону, лишая себя возможности среагировать на подставление.
Игра «у штанги» — головная боль и для Исаева, и для Фукале (и для всех современных вратарей)
Если вы не знакомы с терминами «реверс», «оверлэп», «панда» – не страшно, еще недавно их не знали и сами вратари. На первый взгляд, поймать бросок с острого угла легко, ведь если вратарь просто прижмется к штанге, открытых ворот почти не останется. Но именно в этом «прижмется» кроются сложности. Стоя? Сидя? На одном колене? А если вместо броска будет передача на дальнюю? А если игрок объедет ворота? В поисках ответов появились техники вроде «реверса» и «оверлэпа», призванные не только блокировать бросок, но и сохранить мобильность для быстрого перемещения при любом развитии эпизода.
Важно понимать, что помимо неестественной для суставов стойки «баттерфляй», относительно недавно появившийся «реверс» еще менее физиологичен. Его частое и неоправданное использование повышает нагрузку и травматичность среди вратарей.
В одном из эпизодов Исаев делает «оверлэп» – перекрывает ближний угол, выходя чуть вперед (возможно, слишком сильно) за штангу, и садится в «баттерфляй» в ожидании броска. Он делает это, несмотря на то, что у игрока шайба на неудобной стороне, и опасный бросок маловероятен. Главный минус этой техники виден здесь: потеряв штангу как опору, «закрутиться» в противоположную сторону и вернуться к воротам крайне сложно.
Фукале в подобной ситуации предпочитает из «оверлэпа» (причем, более глубокого) уйти в «реверс» – положить ближний щиток к штанге и прижаться к ней корпусом. Игроки давно изучили такие моменты и стараются поймать вратаря в момент перехода вниз, целясь между штангой и голкипером.
В следующем примере Фукале внезапно демонстрирует элемент «старой школы» – присаживается «на одно колено», показывая, почему эта техника постепенно ушла в прошлое.
И Исаев, и Фукале умеют играть нестандартно и спасать команду
Командная тактика и действия игроков часто предсказуемы, но игра изобилует моментами, выходящими за рамки шаблонов: шайба может непредсказуемо менять направление, рикошетить от игроков или бортов, падать за воротник вратарю.
В таких нестандартных ситуациях вратари должны уметь совершать нешаблонные спасения, основанные на инстинктах и игровом интеллекте, а не только на технике. Однако оба голкипера порой выпадают из своей системы там, где этого не ожидаешь от надежного первого номера в плей-офф: Исаев – тактически, уходя в излишне агрессивное и энергозатратное катание; Фукале – технически, не успевая реагировать и оставаться в сбалансированной позиции, из-за чего приходится использовать что-то среднее между «баттерфляем» и элементами «старой школы» вроде отбивания шайбы коньком. Тем не менее, совершать ключевые спасения в решающие моменты – важнейшее качество «кубкового» вратаря.
Оказавшись отыгранным, Исаев разворачивает клюшку плашмя к штанге, чтобы полностью перекрыть низ ворот, не выпуская ее из руки, чтобы избежать удаления за бросок клюшки.
Фукале в другом эпизоде не выключился из игры и не стал апеллировать к судьям (хотя на мгновение показалось, что он отвлекся на удар по шлему), а доиграл момент до конца, проявив чудеса реакции.
Подобные ситуации хорошо иллюстрируют другое важное качество вратаря – способность бороться за шайбу до самого конца. Если Исаева практически невозможно увидеть «выключенным» из игры – он всегда будет прыгать, вертеться и стоять на голове до последнего – то Фукале иногда необъяснимо теряет концентрацию, смещая внимание с шайбы на происходящее вокруг.
Задачи Исаева — более определенные, у Фукале — большой простор для «творчества»
Разноплановые Исаев и Фукале играют в столь же непохожих командах, особенно по организации обороны.
«Трактор» иногда допускает атаки с численным преимуществом («три в два», «два в одного») и не всегда строго действует в позиционной обороне. Поэтому Фукале придется часто «подтаскивать» команду в нестандартных или даже провальных ситуациях.
Исаеву, вероятно, не потребуется творить сверхъестественное, что, однако, может быть сложнее психологически: прямые видимые броски кубковый вратарь обязан брать. Другая важная часть его работы – самому не допустить ошибок у ворот, не проигрывая позицию из-за излишнего ухода «с ног» в «баттерфляй» и растяжку. Подставлений, добиваний и контратак, скорее всего, будет минимум в его зоне ответственности.