
Несмотря на то, что McLaren демонстрировала самую быструю машину на протяжении первых четырех с половиной этапов сезона Формулы-1 2025 года, стратегический риск Red Bull в квалификации Гран-при Саудовской Аравии предоставил Максу Ферстаппену возможность захватить лидерство в чемпионате мира.
Доминирующая форма McLaren на тренировках в Джидде заставила большинство прогнозировать первый ряд стартовой решетки для Ландо Норриса и Оскара Пиастри, представляющих действующих чемпионов в Кубке конструкторов, но субботняя вечерняя сессия в итоге обернулась крайне драматично.
Лидер чемпионата мира Норрис разбил свою машину на первом быстром круге в Q3, в результате чего оказался 10-м на стартовой решетке, с небольшими надеждами сохранить свое лидерство над Пиастри и Ферстаппеном в верхней части турнирной таблицы.
Инцидент также оставил чуть более восьми минут до конца Q3, чего едва хватало оставшимся гонщикам, чтобы попытаться проехать два быстрых круга, если бы они захотели.
Этот вариант имел смысл только для Ферстаппена и Джорджа Рассела из Mercedes, которые были единственными гонщиками, у кого на этом этапе квалификации еще оставалось два комплекта свежих мягких шин.
Пиастри завершил свой первый быстрый круг непосредственно перед аварией Норриса, зафиксировав время и использовав первый из двух оставшихся новых комплектов мягкой резины.
Red Bull воспользовались моментом, и инженер Ферстаппена Джампьеро Ламбьязе выпустил голландца на первую попытку, в которой он занял предварительную поул-позицию, оказав давление на своих соперников.
Рассел, а затем Пиастри на мгновение заняли первое место, прежде чем Ферстаппен – после гладко проведенного пит-стопа для установки свежих шин – вырвал поул у австралийца всего на сотую долю секунды.
Тот факт, что Ферстаппен смог занять предварительную поул-позицию с первой попытки, был еще более впечатляющим, учитывая, что топлива в его баке было достаточно для обеих попыток.
Ферстаппен похвалил стратегический ход, а Хорнер рассказал о минимальном запасе
Ферстаппен сказал: “Авария означала только то, что вам нужно было изменить свой подход. Я не был полностью уверен, что делать.
В конце концов, GP (Ламбьязе) сказал: давайте заправим на два круга. Таким образом, вы проезжаете первый круг на использованных шинах выезда из боксов, затем заезжаете на пит-стоп и переходите на новые. Вы везете больше топлива, поэтому вы немного медленнее на первом круге.
Но это был правильный выбор. Для меня это было определенно правильное решение с точки зрения ощущения машины и приближения к пределу”.
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер объяснил, что стратегия оставила команде из Милтон-Кейнса всего 25 секунд запаса для завершения Ферстаппеном двух попыток, но также настоял на том, что наивысшей похвалы заслуживает его гонщик за еще один безупречный квалификационный круг.
Хорнер сказал: “Оставалось ровно столько, чтобы успеть на две попытки, на что было 25 секунд запаса, или же просто остаться и сделать одну?
Мы решили сделать две попытки, что оказывает давление, потому что если возникает какая-либо проблема, вы теряете этот запас.
Что меня очень впечатлило, так это то, что из-за пит-стопа вам приходится везти топливо.
Таким образом, у него было на шесть или семь килограммов больше топлива на первом круге, на котором он показал лучшее время, оказав давление на других парней. И опять же, его последний круг был выдающимся”.
Упустил ли Mercedes свой шанс?
Рассел оказался в почти идентичной ситуации с Ферстаппеном после аварии Норриса, но Mercedes решили дождаться всего одной попытки в заключительные моменты.
Британец сказал, что вариант с двумя попытками обсуждался, и что решение не идти на это в конечном итоге заставило его быть более консервативным в своей единственной попытке.
“Обсуждалось скорее начать на новых и поставить использованные после”, – сказал Рассел.
“Я уверен, что это обсуждалось на пит-уолле. Я не в курсе каждого разговора, потому что я просто управляю машиной в этот момент, и я доверяю команде. Но это то, что мы обсудим позже.
Как гонщик, зная, что у тебя есть только один круг… особенно на такой трассе, нужно быть полностью выложиться.
Первый поворот… вы толкаете шины, чтобы они были как можно холоднее, и у меня не было уверенности, чтобы толкать их еще холоднее. Я потерял немного времени на круге из-за того, что мои шины были немного горячими, потому что я был слишком осторожен с ними”.
Что касается Пиастри, он рассказал, что McLaren также рассматривали возможность втиснуть дополнительную попытку, но пришли к логическому выводу, что риск перевешивает выгоду.
Пиастри сказал: “Мы говорили об этом, да, но решили отказаться. Учитывая, что у меня уже был круг, мне не нужно было ехать еще один.
Это было бы крайне напряженно. Как сказал Макс, ему пришлось заправляться на всю дистанцию. Этот первый круг на использованных шинах с немного большим количеством топлива, вы взвешиваете, сколько вы узнаете по сравнению с тем, насколько это вас собьет с толку.
Когда у вас нет круга на счету, это совсем другой сценарий. Для нас, с кругом на счету, мы проехали три или четыре новых комплекта подряд. Мы решили пойти на один круг в конце, и я думаю, что для нас это было правильное решение”.
Пиастри уверен, Ферстаппен осторожен в отношении гоночного темпа
Все это означает, что если Ферстаппен сможет одержать победу в воскресенье, он станет лидером чемпионата, если только Норрис не финиширует вторым.
Ферстаппен отстает от Норриса всего на восемь очков, а Пиастри на три очка отстает от своего напарника по McLaren в чемпионской гонке.
Но Пиастри начнет гонку в качестве фаворита. Преимущество McLaren над остальными было больше в гоночной конфигурации, поскольку они меньше страдают от деградации шин, особенно в жарких условиях.
Ключом для Пиастри будет хотя бы сохранить второе место на старте, тогда у McLaren будет возможность использовать тактику “подрезки” или “перерезки” против Ферстаппена в гонке, которая, как ожидается, будет с одним пит-стопом, в случае, если не будет машин безопасности.
“Я думаю, у нас хороший темп. Я думаю, Red Bull и Макс выглядят здесь более конкурентоспособными, чем на прошлой неделе [в Бахрейне]”, – сказал Пиастри.
“Сузука не совсем другая трасса по сравнению с таким местом, как здесь, с большим количеством скоростных поворотов, так что для меня, по крайней мере, имеет смысл, что они немного более конкурентоспособны, и мы посмотрим, как это отразится на гонке.
Я уверен в том, что у нас есть. Здесь много зон DRS, что является приятным отличием от Сузуки”.
Пиастри упоминает Сузуку, потому что Ферстаппен лидировал от старта до финиша в Японии после аналогичного квалификационного сюрприза, но эта трасса, как известно, сложна для обгонов по сравнению с трассой Джидда Корниш.
McLaren заявили, что будут “более агрессивными” после победы Ферстаппена в Японии, поэтому воскресная гонка станет первым ключевым испытанием этой теории.
Ферстаппен, который дважды побеждал в Джидде, не уверен, хватит ли ему темпа, чтобы удержать Пиастри позади.
“До сих пор я не очень уверен, честно говоря”, – сказал он. “Мои длинные серии кругов были не особенно хороши по сравнению с Оскаром или Ландо. Я собираюсь отдать все силы, это точно.
Означает ли это, что у меня достаточно? Я не знаю. Но машина определенно сделала шаг вперед по сравнению с тем, что мы тестировали вчера.
Поэтому я надеюсь, что это также поможет продлить срок службы наших шин, но трудно сказать, даст ли это возможность бороться. Но, как я уже сказал, я собираюсь попробовать”.
Сможет ли Рассел одержать первую победу в 2025 году?
Рассела нельзя сбрасывать со счетов в борьбе, поскольку он стремится продолжить свой превосходный старт сезона, отставая от Норриса всего на 14 очков в турнирной таблице.
Стартуя третьим на решетке, Расселу, вероятно, нужно будет опередить Пиастри на первом круге, чтобы дать себе шанс на сенсационную победу Mercedes.
“Я думаю, это зависит от первого поворота, честно говоря. Мы с Максом только что разговаривали. Мы оба признаем, что McLaren – явные фавориты и определенно имеют темп над всеми остальными”, – сказал Рассел.
“Если Оскар выйдет в лидеры, вы, вероятно, увидите повторение Бахрейна. Если мы останемся в том порядке, в котором квалифицировались, я думаю, что это может быть напряженная гонка до пит-стопов.
Средняя шина в этом году была прошлогодней мягкой, которую использовал только один гонщик за всю гонку. Мы видели, что шины были слишком жесткими в Японии. Мы все настаивали на более мягких шинах.
Надеюсь, это не сделает гонку однозначной с одним пит-стопом, и может быть пара разных стратегий на столе”.
`Все может случиться, но McLaren будет разочарована`
В то время как McLaren сохраняла бодрый вид после квалификации, возможность того, что Ферстаппен возглавит чемпионат мира после пяти этапов, на которых McLaren потенциально могла доминировать, вызовет тревогу в команде из Уокинга, по мнению Берни Коллинз из Sky Sports F1.
“У них действительно очень быстрая гоночная машина, но, как и в Японии, не так давно, эти выходные в основном были посвящены тому, чтобы сегодня попасть в первый ряд.
Оскар добился этого, но он будет чувствовать себя немного подавленным из-за того, что это не P1. И есть вопросы о том, чтобы выжать все из машины сегодня.
Когда у вас самая быстрая машина, и мы считаем, что это так, важно реализовать все, когда есть шанс.
Здесь в гонке может случиться все что угодно, поэтому вы должны быть готовы использовать возможности, конечно. (Генеральный директор McLaren Racing) Зак Браун хорошо это преподносил, но я думаю, что они будут немного разочарованы”.