
Международная автомобильная федерация (ФИА) сократила максимальные размеры штрафов для гонщиков в автоспорте на 50%. Эти изменения также позволят стюардам различать нарушения, совершенные на трассе и вне ее.
Обновленные правила, касающиеся некорректного поведения, включая использование нецензурной лексики, были введены в январе 2025 года в Международный спортивный кодекс ФИА. Изначально они предусматривали увеличение штрафов, возможность дисквалификации и лишения очков за повторные нарушения.
Как до, так и после этих изменений пилоты Формулы-1 и чемпионата мира по ралли, выступающие под эгидой ФИА, выражали свое несогласие с жесткостью наказаний, в основном критикуя президента ФИА Мохаммеда бен Сулайема.
Заявление ФИА в среду последовало после того, как Бен Сулайем в прошлом месяце заявил, что рассматривает возможность внесения изменений в правила после “конструктивной обратной связи” от гонщиков.
Комментируя ситуацию, Бен Сулайем сказал: “Как бывший раллийный гонщик, я из первых рук знаю спектр эмоций, с которыми сталкиваешься во время соревнований. Я провел всесторонний анализ с участием представителей всех семи чемпионатов мира ФИА, клубов-членов ФИА и других автоспортивных организаций.”
“Улучшения, анонсированные сегодня ФИА для Приложения B, гарантируют, что мы продолжим пропагандировать лучшие принципы спортивной этики в автоспорте, одновременно предоставляя стюардам эффективные инструкции для действий против лиц, которые могут нанести ущерб репутации спорта. ФИА всегда будет стремиться сделать автоспорт доступным для всей нашей спортивной семьи”, – добавил он.
В среду ФИА опубликовала обновленную версию “Приложения B” Международного спортивного кодекса, где подробно изложены “руководства для стюардов по штрафам”.
Ключевые изменения включают снижение максимального базового штрафа за некорректное поведение гонщика, в том числе за нецензурную брань, с 10 000 евро до 5 000 евро. Стюарды также получат возможность полностью приостанавливать действие штрафа за определенные виды нарушений, если это первое подобное нарушение для гонщика или команды.
Важно, что стюарды, которые следят за соблюдением правил во время гоночного уик-энда, теперь смогут различать контролируемые и неконтролируемые среды. Это означает, что гонщиков вряд ли будут наказывать за ругательства непосредственно во время соревнований, но они по-прежнему понесут ответственность за использование оскорбительных выражений, например, на пресс-конференциях.
Между тем, базовый штраф за более серьезные нарушения поведения также был снижен вдвое — с 40 000 евро до 20 000 евро.
ФИА пояснила: “После утверждения электронным голосованием Всемирным советом по автоспорту, измененное Приложение B позволит стюардам различать контролируемые и неконтролируемые среды, эффективно признавая разницу между языком, используемым в `неконтролируемых` и `контролируемых` условиях.”
“Контролируемые среды включают такие места, как пресс-конференции, тогда как неконтролируемые среды относятся к спонтанным комментариям гонщиков или команд на трассе или во время спецучастка ралли”, – уточнили в федерации.
Еще одно заметное изменение заключается в том, что оскорбление официальных лиц будет наказываться спортивными санкциями, а не только штрафами. По заявлению ФИА, этот шаг соответствует практике “других крупных мировых спортивных организаций”.
Нарушения со стороны гонщиков повлекут за собой как минимум три места штрафа на стартовой решетке. Нарушение со стороны руководителя или члена команды приведет к штрафу в три места на стартовой решетке для обеих машин команды. За нарушения во время спринтерских сессий наказание будет менее строгим — в виде пятисекундного штрафа.
Объявление в среду последовало за сообщениями о том, что Бен Сулайем предлагает изменения в устав ФИА, которые, похоже, еще больше расширят его контроль над управляющим органом автоспорта.
По сообщению BBC Sport, Бен Сулайем предлагает поправки, которые включают перенос крайнего срока для кандидатов на утверждение для участия в предстоящих в декабре выборах президента ФИА, где он планирует баллотироваться на второй срок.
Эти изменения также предоставят Бен Сулайему возможность отстранить любого кандидата от участия в выборах против него.
Бывший чемпион мира по ралли Карлос Сайнс на прошлой неделе заявил о своем интересе баллотироваться на эту должность.
Руководство Бен Сулайема в ФИА окутано спорами с момента его вступления в должность президента в декабре 2021 года.
В организации наблюдается беспрецедентная текучесть кадров на руководящих должностях. Самый заметный уход произошел в прошлом месяце, когда заместитель президента по спорту Роберт Рейд подал в отставку, сославшись на опасения относительно направления управления в ФИА под руководством Бен Сулайема.