
Увольнение пилота и уход руководителя команды всего через шесть гонок сезона обычно не свидетельствуют о процветании коллектива Формулы-1. Но действительно ли Alpine находится в кризисе?
Оливер Оукс неожиданно ушел с поста руководителя команды вечером во вторник, всего за несколько часов до того, как Alpine подтвердила давно ходивший слух: Джек Дуэн будет заменен Франко Колапинто на предстоящем Гран-при Эмилии-Романьи.
Хотя первоначальные предположения о прямой связи между этими двумя событиями, похоже, ошибочны, это не особенно успокаивает относительно команды, которая, пожалуй, была наименее стабильной в пелотоне за последнее десятилетие.
После появления новостей Карун Чандхок из Sky Sports F1 и корреспондент Sky Sports News Крейг Слейтер проанализировали ситуацию в специальном выпуске The F1 Show.
В чем суть необычной “ротации” пилотов Alpine?
Хотя многие СМИ Формулы-1 уже к вечеру воскресенья на прошлом Гран-при Майами сообщали, что Дуэн потерял свое место в пользу Колапинто, Alpine все же удалось преподнести сюрприз, подтвердив замену. Они представили изменение состава как “ротацию”, причем Колапинто был подтвержден в качестве напарника Пьера Гасли только на следующие пять этапов сезона 2025 года.
Такое решение редко наблюдалось в недавней истории спорта, и решение команды сделать публичным краткосрочный характер сделки также весьма примечательно.
По словам Alpine, их логика в том, что в преддверии серьезной смены регламента в следующем году, которая, как они надеются, позволит им резко улучшить позиции, они хотят оценить свой пул молодых пилотов сейчас, чтобы обеспечить наилучший состав на 2026 год.
Слейтер объяснил: “В Alpine также считают, что в следующем сезоне у них будет хорошая машина. У них двигатели Mercedes, и их шасси уже очень хорошее.
“Они могут стать одной из четырех команд, которые будут бороться за чемпионат в следующем году. Некоторые даже связывают Макса Ферстаппена с переходом в Alpine, хотя это кажется маловероятным на данный момент.”
“Они верят в Гасли и хотят оценить лучшую пару пилотов на 2026 год”.
Сделка с Колапинто связана только с деньгами?
Существует более скептическая точка зрения на сделку на пять гонок, которая связана исключительно с финансовыми факторами.
Колапинто произвел впечатление во время девяти гонок за Williams в конце прошлого сезона и быстро привлек значительное спонсорство и популярность из родной Аргентины.
Помимо его водительского потенциала, его положение на южноамериканском рынке сыграло значительную роль в том, что исполнительный директор Alpine Флавио Бриаторе, как считается, заплатил 4,5 млн евро (3,8 млн фунтов стерлингов) за подписание Колапинто из Williams по пятилетнему договору аренды.
Слейтер сказал: “Я узнаю, что финансовые факторы во всем этом сыграли большую роль в его замене Дуэна.”
“Сумма денег, которую может получить Alpine, довольно значительна. Они действительно заплатили Williams комиссию, чтобы получить Колапинто по этой пятилетней сделке аренды, как мы полагаем, и поэтому есть обязанность возместить деньги.”
“Тот факт, что это всего на пять гонок, необычен. Думаю, ожидается, что если он проявит себя нормально, он останется до конца года”.
Сделка на пять гонок должна привлечь выгодные спонсорские контракты и даст Alpine возможность убедиться, что ожидаемые средства поступят.
Не повезло ли Дуэну и завершена ли его карьера в Формуле-1?
Дуэн, казалось, был “ходячим мертвецом” еще до начала его дебютного сезона в Формуле-1: подписание Alpine в январе Колапинто в качестве резервного пилота породило слухи о том, что время австралийца ограничено.
На этом фоне он находился под огромным давлением, и хотя были вспышки скорости, две крупные аварии, а также сход в Майами, сделали его положение уязвимым.
Хотя теоретически тот факт, что команда описывает изменение как “ротацию”, дает Дуэну надежду на возвращение в кокпит, есть подозрение, что следующая возможность достанется другому молодому резервному пилоту Alpine, Полю Арону.
Слейтер сказал: “Они присмотрелись к Джеку Дуэну. Это не исключено, видимо, но я думаю, что его возвращение в машину было бы довольно надуманным”.
“Есть также Поль Арон и Колапинто. Арон и Колапинто провели четыре тестовые сессии в этом сезоне на машине 2023 года, так что они смогли оценить их способности и готовность к работе, возможно, в следующем году”.
Чандхок считает, что терпение, с которым Дуэн справляется с неудобной ситуацией, в которую его поставила команда, связано с тем, что Alpine по-прежнему является его наиболее вероятным путем возвращения в пелотон.
Чандхок сказал: “С приходом Cadillac, очевидно, много разговоров о рынке пилотов, но я не слышу, чтобы Джек был на вершине чьего-либо списка.”
“Думаю, его лучшим вариантом действительно является ситуация, если Колапинто будет испытывать трудности, и они откажутся от него, предоставив Джеку больше тестов и шанс немного улучшиться”.
“Что-то гнилое” за отставкой Оукса?
Время ухода Оукса побудило большинство прийти к логичному выводу, что он уволился из-за недовольства решением Бриаторе о замене пилота, с которым он не согласился. Однако это оказалось не так.
Бриаторе опубликовал заявление в среду, настаивая на хороших отношениях между ними и на том, что отставка была по “личным” причинам, а Оукс подтвердил это своим заявлением.
Выступая незадолго до публикации заявлений, Чандхок поделился своими подозрениями относительно ситуации.
Он сказал: “Я чую что-то неладное. Думаю, что-то более гнилое происходит в королевстве Alpine.”
“Он не уволился просто из-за решения о пилоте. Он не отказался от возможности быть одним из 10 руководителей ведущих команд спорта только из-за того, кто сядет во второе кресло.”
“Так что для меня здесь происходит больше, чем еще не раскрыто”.
Слейтер добавил: “Все индикации, которые мне дали, говорят о том, что его уход не обязательно связан с заменой пилота. Возможно, это что-то другое.”
“Возможно, это просто удобный момент для него уйти в тень этого события”.
Находится ли Alpine в смятении?
В последние годы в Alpine не было недостатка в драме: Оукс стал четвертым руководителем команды, ушедшим с начала 2021 года.
Было много других громких уходов в технических и исполнительных отделах, в то время как команда упустила потенциально превосходный состав пилотов Фернандо Алонсо и Оскара Пиастри, позволив обоим уйти в конце 2022 года.
Несмотря на эту нестабильность, Alpine привлекла 200 млн евро (170 млн фунтов стерлингов) от группы инвесторов, включая голливудских звезд и спортивных знаменитостей, таких как Рори Макилрой и Энтони Джошуа.
2025 год — последний сезон, в котором команда, принадлежащая Renault Group, будет работать как заводская команда. Renault объявила в прошлом году об отмене своих планов по производству двигателей для сезона F1 2026 года и далее.
Чандхок задался вопросом, не свидетельствуют ли недавние действия команды о том, что они готовятся извлечь выгоду из текущей популярности F1, продав команду в ближайшем будущем.
Он сказал: “Чего они пытаются достичь? Потому что они больше не заводская команда. Они пытаются, я полагаю, построить бренд для Alpine, но это не массовый автомобиль.
“Соотношение цифр и обоснования трудно объяснить. Играют ли они просто в игру повышения стоимости? В таком случае, почему бы не продать ее сейчас?”
“Если они играют в игру повышения стоимости, то почему бы не продать? Во всем этом много вещей, которые для меня просто не сходятся. Я не понимаю общую стратегию”.
Слейтер добавил: “Возможно, из всего этого хаоса что-то получится, что будет позитивным для Alpine. Но на данный момент им нужно успокоиться и отбросить все это волнение”.